Переработка шин
Переработка шин – одна из наиболее актуальных проблем, из числа поставленных мировым автомобилестроением перед человечеством. Утилизация шин, выработавших свой срок службы – чаще всего обычное выбрасывание их на свалку, или закапывание. Вряд ли этот способ можно назвать экологически безопасным, поскольку в естественных условиях шины разлагаются более ста лет. Все это время будет происходить вымывание токсичных органических соединений, которые попадут в почву.
В России и странах ближнего зарубежья ежегодный объем выбрасываемых шин превосходит 1 млн. тонн. По оценкам экспертов, в Московском районе каждый год скапливается до 90 тыс. тонн непригодных для эксплуатации шин. Единственными перерабатывающими предприятиями можно назвать Чеховский регенератный завод и Тушинский завод по переработке РТИ. Где оказываются остальные шины – нетрудно догадаться. Отчасти такая ситуация складывается в силу отсутствия рентабельной схемы переработки шин и резины. Обусловлено это тем, что переработка резины крайне трудноосуществима. Дело в том, что резина, будучи термореактивным полимером, не может перерабатываться при высокой температуре, поэтому изделия из резины крайне проблематично использовать дважды. Тем не менее, не смотря на отсутствие единой государственной программы, работы по грамотной и экологически безопасной утилизации шин получают все большую популярность.
В настоящее время утилизация автопокрышек и изделий из резины проводятся несколькими способами. Утилизация резины осуществляется при помощи измельчения резиновых отходов с последующим извлечением порошка и крошки. Переработка автошин – сжиганием с получением энергии. Изделия из резины и автошины, выработавшие нормы пробега, могут служить для производства регенерированного материала. Кроме этого, переработка покрышек позволяет получить продукты, полезные в хозяйственной деятельности, если используется метод пиролиза резины. Данное направление считается одним из наиболее перспективных.
Нормы пробега автошин предполагают замену покрышек приблизительно раз в 2-3 года, следовательно, ежегодно на свалках оказываются тысячи тонн вторичного сырья. Этот потенциал попросту минует народное хозяйство, в силу нашей нерасторопности и инертности, заставляющей думать, будто утилизация покрышек путем их выбрасывания на свалку – единственный путь решения проблемы. При этом мы забываем, что на производство автомобильных шин идут, в первую очередь, высококачественные каучук и резина.
Утилизация автомобильных шин – не единственный выход из создавшегося положения. Существует еще и восстановление шины – полный ремонт, в ходе которого обновляются ее протектор и боковина. Восстановление шины – наиболее экологичный и экономичный способ решения проблемы. На этот процесс затрачивается приблизительно 5 литров сырой нефти, в отличии от 35 литров, необходимых для производства новой автопокрышки.
Владимир Воскресенский, www.car-tyres.ru